История полиции Москвы

 


Служба в московской полиции действительно и опасна и трудна. Само понятие «Москва — столичный город» говорит о многом: здесь сосредоточены правительственные органы, дипломатические учреждения, проходят пути миграции граждан, останавливаются тысячи гостей и туристов из зарубежных стран. Чтобы соответствовать высокому уровню служебных задач, столичные стражи порядка должны быть профессионалами, для которых борьба за престиж столичной полиции — дело чести. 

Понятие «полиция» происходит от греческого «politeia» («polis» — город), обозначающего городское государственное устройство и управление. Заимствованное римлянами, оно утверждается впоследствии в юридическом лексиконе европейских государств. Уже из немецкого языка  Петр I переносит этот термин в русский язык. 

Регулярная полиция — специальный орган, отделенный от административно-судебных органов, был создан  в  ХVIII в. Первоначально полиция возникла в Петербурге — новой столице Российского государства. В 1715 г. здесь учреждается полицейская канцелярия (Указ от 20 мая 1715 г.), при которой для исполнения полицейских обязанностей состояли солдаты и унтер‐офицеры.

Следующий, более существенный шаг был сделан в мае 1718 г., когда в Петербурге была учреждена должность генерал‐полицмейстера, в подчинении которого находилась полицмейстерская канцелярия.
На полицию возлагались обширные задачи. Свидетельством важности этих задач является тот факт, что Петр I лично написал «Пункты, данные Генерал‐полицмейстеру Дивиеру для руководства». В них, по сути дела, формулировалась программа деятельности полиции, определялись ее роль и место в государстве. Существо этой программы можно свести к трем группам обязанностей полиции: 
1) надзор за благоустройством и санитарией; 
2) охрана общественного порядка и борьба с преступностью; 
3) обеспечение пожарной безопасности.
Вслед за столицей органы регулярной полиции стали создаваться в других городах. 19 января 1722 г. в Москве учреждается должность обер‐полицмейстера, которому Петр I также направил подробную инструкцию.

Правовой основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе страны стал законодательный акт «Об учреждении полиции в городах» от 23 апреля 1833 г. В соответствии с ним создавалась полиция в губернских и других городах. Это стало важной вехой в развитии полицейского аппарата в стране. Полицейские органы в периферийных городах получили название полицмейстерских контор и находились в подчинении Главной полицмейстерской канцелярии (так после смерти Петра I стала называться Петербургская полицмейстерская канцелярия) и возглавлявшего ее генерал‐полицмейстера, подведомственного непосредственно Кабинету министров.

В 1802 г. вместо коллегий образуются министерства, возглавляемые единоначальниками — министрами. Одним из первых было учреждено Министерство внутренних дел, призванное в первую очередь «печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи». Первым министром внутренних дел стал Виктор Павлович Кочубей (1768—1834), близкий друг Александра I.
Наряду с охраной общественного порядка и спокойствия в стране Министерство ведало некоторыми хозяйственными делами, выполняло функции социальной сферы, в области почты и телеграфа, занималось сословными органами дворянства и городских сословий. Многоотраслевой характер этого ведомства позволяет говорить о том, что оно охватывало своей деятельностью «внутренние дела» в широком смысле слова, обеспечивало прочность и незыблемость всего внутреннего устройства Российского государства.

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. в Петербурге привело к тому, что Николай I создал усиленный аппарат политической полиции. Органом политического сыска становится III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. При образовании Отделения в качестве исходных составных частей в него вошли особенная канцелярия Министерства внутренних дел, тайная агентура и Отдельный корпус жандармов.

С момента основания и до своей кончины в 1844 г. шефом жандармов и начальником III Отделения являлся Александр Христофорович Бенкендорф. Реформа 1880 г. превратила МВД  в главенствующее звено госаппарата, в роли которого оно пребывало практически до падения самодержавия.
Вследствие огромной нагрузки министра по руководству подчиненными учреждениями функции управления полицией безопасности исполнял его заместитель — товарищ министра, заведующий полицией и командир Отдельного корпуса жандармов. Он осуществлял непосредственное руководство Департаментом полиции.

Необходимость создания специальных органов, занимающихся исключительно уголовным розыском, была осознана в России к началу XX века. В июле 1908 г. принимается закон об организации сыскной части, в соответствии с которым в городских и уездных полицейских управлениях создаются сыскные отделения. В их задачу входило производство дознаний по уголовным делам с необходимыми оперативно-розыскными мероприятиями. 
В начале XX века российский уголовный розыск признавался одним из лучших в мире, поскольку использовал в своей практике новейшие методики. Например, систему регистрации, основанную на систематизации информации о лицах по 30 специальным категориям. Активно использовались альбомы фотографий нарушителей (первый российский кабинет фотографии был организован еще в 1889 г.). В то время, когда на Западе методы фотографии и дактилоскопии только осваивались спецслужбами, российская полиция уже имела в своем распоряжении более 2 млн фотографий и 3 млн дактилокарт. Более того, система централизованного циркулярного розыска преступников, внедренная в уголовном сыске Российской империи к 1 января 1915 г., была заимствована сначала Скотланд-Ярдом, а затем получила всеобщее признание.

27 февраля 1917 г. восставший народ смел самодержавие. Полиция до конца осталась верна свергнутому режиму. Петроградское жандармское управление и ряд полицейских участков были разгромлены и сожжены, многие полицейские были арестованы. Было разгромлено и подожжено также и здание московского охранного отделения. Большинство архивов и дел политических преступников, находившихся в охранке,  уничтожено.  Ликвидация полиции происходила повсеместно по всей стране. Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, а 19 марта 1917 г. распущен Отдельный корпус жандармов. Его дела были переданы военному ведомству. 
Таким образом, российская полиция не только фактически, но и юридически прекратила свое существование.

Первые сведения о вооруженном восстании в Петрограде стали известны московским большевикам утром 25 октября 1917 г. В тот же день был создан Московский Военно-Революционный комитет, который развернул энергичную работу по подготовке вооруженного восстания в Москве. Одновременно создавались и районные ВРК, вооружались отряды Красной гвардии.
В дни вооруженного восстания Московский Военно-Революционный комитет уделял особое внимание работе городской милиции. Его работа в этом направлении преследовала несколько целей: в кратчайший срок овладеть милицейским аппаратом, не допустить его выступления на стороне контрреволюции и активно использовать милицию для поддержания революционного порядка в городе.

Всероссийский съезд Советов образовал первое Советское правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с В.И.  Лениным. Первым наркомом внутренних дел стал А.И. Рыков, член ЦК РСДРП(б) — с 25 октября по 4 ноября 1917 г. В числе тринадцати наркоматов, вошедших в состав Совнаркома, был и Народный комиссариат по внутренним делам. На НКВД были возложены исключительно важные и обширные функции: практическое руководство строительством Советов на местах, организация охраны общественного порядка в стране и т.д.
28 октября 1917 г. по поручению Совета Народных комиссаров НКВД издал постановление «О рабочей милиции»:

«1. Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию;
2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета
рабочих и солдатских депутатов;
3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению
рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием;
4. Настоящий закон вводится в действие по телеграфу».

В ноябре 1917 г. Народным комиссаром внутренних дел по предложению В.И. Ленина был назначен Г.И. Петровский — с ноября 1917 по март 1919 года. Приказом Военно-революционного комитета комиссаром по гражданской части был назначен М.И. Рогов. Это был первый начальник московской милиции. Ему было поручено формирование органов охраны революционного порядка. С согласия исполкома Моссовета был избран Совет московской милиции во главе с гражданским комиссаром города. Данный Совет издавал приказы и распоряжения, руководил деятельностью комиссаров милиции Москвы. Важным этапом в создании аппарата московской милиции было принятие 29 января 1918 г. Президиумом Московского Совета «Положения о народной милиции г. Москвы». Положением предусматривалось, что во главе всего управления милицейским делом Москвы стояли два лица: комиссар по гражданской части и комиссар по наружной охране Москвы.

В сложных условиях Гражданской войны и интервенции серьезное внимание было обращено на совершенствование деятельности уголовного розыска как части единого милицейского аппарата. Их задачей являлась охрана революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом. Для общего руководства службами уголовного розыска при Главном управлении советской рабоче-крестьянской милиции на правах отделения было создано Центральное управление уголовного розыска.

Во главе Московского Управления уголовного розыска в апреле 1919 г. был поставлен матрос-большевик А.М. Трепалов. Опытный чекист, один из ближайших соратников Ф.Э. Дзержинского, он взял курс на мобилизацию всего аппарата уголовного розыска на борьбу с бандитизмом.
В соответствии с решением СНК РСФСР после подготовительной работы НКВД 12 октября 1918 г. утвердил инструкцию «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции», которая устанавливала в системе государственных органов РСФСР специальный штатный орган охраны общественного порядка — рабоче-крестьянскую милицию.
Рабоче-крестьянская милиция являлась исполнительным органом центральной власти на местах. Органы милиции находились в непосредственном ведении местных Советов и подчинялись руководству комиссариата внутренних дел. Такое построение аппарата советской милиции вело к установлению тесной, неразрывной связи органов милиции с местными Советами, что позволяло широким массам трудящихся участвовать в работе милиции и контролировать ее деятельность.

Во главе всей системы органов милиции находилось Главное управление советской рабоче-крестьянской милиции (Главмилиция) НКВД РСФСР. (Первоначально, с августа по октябрь 1918 г., оно существовало как Управление милиции в составе отдела местного отдела НКВД, а 7 октября 1918 г. Управление милиции было переименовано в Главное управление (ГУМ) НКВД РСФСР). Низовым звеном аппарата милиции являлся участок во главе с участковым начальником, в ведении которого находились старшие милиционеры и милиционеры.

В годы Великой Отечественной войны свой вклад в победу над врагом внесла и московская милиция. 25 процентов личного состава было призвано в армию в первые дни войны.
Основной задачей милиции в военный период оставалась охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Формируются истребительные батальоны и диверсионные группы по Москве и Московской области и отправляются на фронт.
За образцовое выполнение заданий Правительства, проявленные при этом мужество и доблесть Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 ноября 1944 г. наградил московскую городскую милицию орденом Красного Знамени.

15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров. В связи с этим НКВД был реорганизован в МВД СССР, туда, как и прежде, входило Главное управление милиции. В июле 1946 г. отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР преобразован в Управление уголовного розыска, деятельность которого стала строиться по территориальному принципу.

В 1973 г. Управление внутренних дел Мосгорисполкома преобразовано в Главное управление внутренних дел, а районные отделы — в управления внутренних дел.

Грянула перестройка, ГКЧП, годы общественно-политических и социально-экономических реформ изменили ситуацию в стране коренным образом. Начавшиеся в конце 1980-х — начале 1990-х гг. прошлого века преобразования резко осложнили криминогенную обстановку, особенно в столице. Уровень преступности Москвы 90-х стал таким, как во времена Гражданской войны. Распространенный характер обрели неизвестные ранее тяжкие преступления: рэкет, заказные убийства, похищение людей ради выкупа, строительство финансовых пирамид. Преступность начала принимать масштабный организованный характер. Эхом вооруженного конфликта на Северном Кавказе по столице прокатилась серия террористических актов.
В 1991 г. ГУВД Мосгорисполкома было преобразовано в ГУВД г. Москвы. 

Впервые о реформе заговорили осенью 2002 г. В соответствии с планами, милиция могла быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию.
Таким образом, по мнению Дмитрия Козака (заместителя руководителя Администрации Президента РФ), должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД.

Кроме того, к концу 2003 г. должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции — Федеральная служба расследований.  Однако провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России.
На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления, но ничего из этого выполнено не было.

21 января 2010 г. на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Рашида Нургалиева Сергей Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю, — её больше не будет. И, наверное, создание профессиональной полиции — это решение абсолютно правильное».

6 августа  2010 г. Президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил переименовать милицию в полицию и уже на следующий день предоставить законопроект «О полиции» для всеобщего обсуждения в Интернете.

Новый Закон «О полиции», обсуждение которого длилось около года, вступил в силу 1 марта 2011 г.  Закон в первой же статье меняет саму профессиональную идеологию органов внутренних дел. Отныне полиция считается не «карающим мечом державы», не институтом государственного принуждения, а призвана в первую очередь, защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности и охранять общественный порядок. 
Поэтому руководство московской полиции уделяет особое внимание вопросам совершенствования кадровой политики, качественному улучшению оперативно-служебной деятельности и укреплению доверия к органам правопорядка со стороны населения.
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России